Конфуцианство
Конфуцианство
Конфуцианство, как морально-этическое учение, оказало сильное влияние на жизнь государства в целом. Его возникновение сказалось развитии духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая.
Конфуций (551 — 479г до н.э.) жил в период, когда Китай ещё был раздроблен на множество княжеств и более мелких владений.
Согласно записям Сыма Цяня, в молодости Конфуцию довелось встретиться с основоположником даосизма — Лао-цзы, от которого даже получил напутствие в развитии своей философии.
Долгое время Конфуций был предан своей государственной службе. В то время он проявлял себя, как сторонник сильной центральной власти и противник сепаратистских веяний аристократии.
В жизни Конфуция был и период странствий, которые продолжались с 497 по 484г до н.э. Именно тогда он сформулировал своё знаменитое высказывание по поводу просвещения людей: «сначала обогатить, а потом обучить»
В 484г до н.э., когда Конфуций вернулся в свое родное княжество после странствий, начинается период, который принято считать заключительным в его жизни: Конфуций сосредоточился на педагогической деятельности и много времени уделял тщательному совершенствованию официальных государственных обрядов.
Все свои силы он вкладывал в создание прочного фундамента, который бы позволил формироваться человеку более сложному, разностороннему.
Примечательно, что конфуцианство основано на светском мировоззрении, а потому сакрализации основателя учения не произошло.
Учение Конфуция объемно и широко. Оно охватывает большинство сфер жизни человека и общества. Правила, сформулированные мудрецом, касались воспитания человека, его поведения в семья, на службе и в обществе, устанавливали правильный способ мышления.
Цель Конфуцианства — создание и становление в обществе порядка.
Конфуций был одним из первых, кто предложил свое видение того, как нужно правильно управлять государством. Мало внимания уделяя идее небесного верховенства, он выдвинул на первый план своего учения категорию «Дао» — великого истинного пути, мудрого порядка, нормы правильного поведения. Это одна из основных категорий древнекитайской мысли.
Именно «Дао» становится основным критерием философии Конфуция. Он использовал это понятие, чтобы показать основную проблемы воспитания «благородного человека». Конфуций сопоставлял «Дао» с человеком, чтобы подчеркнуть то, что центральное место в его учении отведено человеку.
Книга «Лунь-Юй» — это собрание высказываний Конфуция, записанных его учениками. «Дао», как прослеживается в изречениях мудреца, означало весь комплекс идей, всю суть его учения, целью которого было направить человека на путь истинный.
Центральное место в учении Конфуция занимает концепция «Цзюнь-цзы» или, иначе говоря, концепция «благородного мужа». Согласно учению, такому человеку должны быть присущи следующие характеристики:
- · Гармония общества и личности; то есть человек должен помогать окружающим и относится к ним с искренней добротой, но при этом быть требовательным к себе и не терять уверенности в себе и значимости своего долга
- · Единство слов и действий
- · Единство «вэнь» и «чжи»; в конфуцианстве «вэнь» — это категория, включающая в себя воспитанность человека, уровень его нравственной ответственности, а категория «чжи» содержит в себе мудрость и ума человека, его знания. Эти категории в человеке должны быть равнозначными.
- · Мировоззрение уважения к воли Неба; иначе говоря, уважением к предназначенной Небом судьбе, уважение к правителю, уважение к мудрым людям.
Все эти качества в совокупности составляют добродетель. «Цзюнь-цзы» же является неким идеалом личности, которому следовало заботиться не о себе, а о других. Помимо этого, «благородный муж» всегда находился на пути самосовершенствования.
Интересно, что категория «цзюнь-цзы» применительна лишь то истинно-порядочному человеку, а не на аристократии.
Конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование эксплуататоров и эксплуатируемых. Первых он характеризовал как людей умственного труда, которые господствуют и управляют, а вторых — как людей физического труда, которые подчиняются им и содержат их своими силами.
Конфуций, развивая собственную идею социальной гармонии, выдвинул категорию «сяо» — сыновьей почтительности. Эта категория — основа гуманности человека. Она обусловливает взаимосвязь отношений между поколениями: уважение, которые дети оказывают старшим, возвратятся к ним через их собственных детей. «Трактат о сыновьей почтительности» включал в себя пять обязанностей детей. На основе этого предписания и культа предков были сформированы многие семейные традиции и ритуалы. Сыновья почтительность распространилась не только внутри семей, но и на уровне всего государства, став доминирующей формой взаимоотношений народа и власти. Подобный культ старости не имел столь сильных аналогов ни в одном другом древнем государстве, но для Китая стал общепринятой нормой.
Культ предков — неотъемлемый элемент учения Конфуция. Этой добродетели он выделял первостепенное значение и называл её основой всех остальных, прежде всего, основой человечности и гуманности.
Добродетель послушания и уважения нашла свое место и во взаимоотношениях народа и правителя. В «Лунь-Юй» Конфуций утверждает мысль, что тот, кто в семье слушается отца, в государстве повинуется правителю. Представление о государстве как об одной большой семье определяет взгляды мудреца на основные проблемы общественной жизни, в том чисто его отношение к закону. Он придерживался мнения, что законы не имеют никакого значения в процессе улучшения общества и государства в целом. Идеал управления Поднебесной Конфуций видел в принципе «Увэй» — недеяние. Так управлять народом можно только при наличии сильного морального воспитания. При недостатке добродетели в людях никакие старания правительства не сумеют исправить это положение, в стране в любом случае будут царить хаос и насилие.
Конфуций обращался прежде всего к человеческому сердцу, к моральным основам личности. Идеальным обществом он считал то, где отсутствуют преступность и насилие. Но возможно такое только в случае, когда каждая личность достигнет в своем развитии полного познания «Жэнь».
Моральное самосовершенствование — основе умиротворения Поднебесной. Это и было заветной целью конфуцианцев.
Как показала история, призыв к покорности, смирению и повиновению старшим и лучшим был одной из особенностей Конфуцианства, отличительной чертой, которая позже и обеспечила учению статус официальной идеологии в эпоху династии Хань.
Конфуцианство в своей философии обращалось к старым традициям. Конфуций считал, что они были бы идеальными для создания крепкого и стабильного государства.
Другая категория учения, "Ли", помимо правил поведения благородного человека, подразумевала под собой ещё и некий ритуал дипломатии и управления.
Соблюдение «Ли» — это не только выполнение определенных правил, но и принятие их ценности.
Значение «Ли» в Древнем Китае было весьма широким: это и уважение, и честность, и постоянное самосовершенствование. Эта категория давала людям ориентир в поведении и помогало определить их место в социальной иерархии. Конфуций использовал «Ли», чтобы объединить людей в стремлении к напомнит, освобождая их от оков социальных связей.
Ещё одна категория Конфуцианства — «Жэнь».
«Ли» являло собой непосредственно нормы и правила поведения, этикета, то есть было некой практической оболочкой для духовного содержания категории «Жэнь».
«Жэнь» воплощает в себе всю нравственность и гуманность Конфуцианства. Основные критерии это этой категории — самоуважение и великодушие.
Благородному человеку следовало владеть и категорией «Жэнь». Конфуций вкладывал в это понятие содержание того, что человек обретает в процессе обучения, его внутреннюю духовную культуру. Под образование же он подразумевал единство воспитания («Ли») и обучения («Жэнь»).
Конфуций утверждает в учении мысль, что благородство человека зависит от него самого и его культуры, но точно не от происхождения. Исходя из этого, и путь самосовершенствования открыт для каждого.
Учение является главным образом государственной и политической основой организации жизни китайского народа. Оно подталкивает человека к непрерывной активности а социальном быте.
Государственный порядок Конфуций видел в том, что государства в целом должно быть подобно семье: старшие мудрые люди управляют, младшие подчиняются им.
В своем учении мудрец придал знаниям и образованию роль материальной силы в модели государства, ведь именной благодаря им человек мог построить свою жизнь более благополучно.
Ссылка на Яндекс Дзен: https://dzen.ru/user/44db9a4p5dp7jryn5y09eq9vqm
Ссылка на магазин: https://animehappy.ru/
Ссылка на группу в ВК: https://vk.com/anime__happy
Телеграмм канал: https://t.me/anime_happy_vrn
Мы на Озон: https://www.ozon.ru/brand/anime-magazin-heppi-100511098/